Поиск

Встреча с Эльбрусом

elb5ekrneiug7778Эльбрус — стратовулкан на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Эльбрус расположен севернее Большого Кавказского хребта и является высочайшей вершиной России. Учитывая, что граница между Европой и Азией неоднозначна, нередко Эльбрус называют также высочайшей европейской горной вершиной, то есть относят ее к списку «Семи вершин».

Началось все, как обычно, с идеи. Ее мне подкинул мой знакомый, который покорял высочайшую вершину Европы - Эльбрус. Я, как и положено заядлому туристу и любителю гор, сразу же загорелся желанием повторить его подвиг, но идти одному было страшновато. Предложил двоим друзьям, и они согласились участвовать. Покопавшись в интернете, мы выбрали северный маршрут восхождения на восточную вершину горы. Эльбрус имеет две вершины – западную в 5642 метра и восточную в 5621 метр, разделенные седловиной 5300 метров. По северному склону и людей поднимается значительно меньше, чем по южному, и сложность подходит для новичка альпиниста. На подготовку ушло два года, и вот поезд Киев - Кисловодск уже нес нас к осуществлению мечты.

В Кисловодск приехали в пять часов утра. Город оказался небольшим, красивым, курортным местечком, в котором можно гулять часами. Архитектура явила собой причудливую смесь западных и восточных канонов, правда, жаль, что приехали мы рано и все нарзанные галереи (главная достопримечательность и ценность города) были еще закрыты, да и времени у нас было не так много…

Пока мы смотрели Кисловодск, подъехали все участники похода. Примерно через пару часов мы загрузили снаряжение в два микроавтобуса «УАЗ», расселись, наш поход начался.

Пять часов «экстремальной езды» - и мы на месте. Наш первый лагерь разместился возле Карачаевского Джилы-Су. Рядом была река с чистой водой, целебные минеральные источники, купальни, небольшой уютный с виду домик и, конечно же, горы – каменные гиганты, укрытые снежными шапками. Почти до самого вечера мы ходили по окрестностям, затем разбили лагерь, поужинали и легли спать. Завтрашний день обещал быть тяжелым.

На второй день, как и было запланировано, мы поднялись на перевал Балк-Баши, высота которого составляет 3600 метров, а затем, немного спустившись, разбили лагерь. Первый ходовой день всегда самый тяжелый – организм еще не успел привыкнуть к нагрузке. Но из-за постоянного подъема в гору и непривычки организма к таким высотам этот оказался тяжелым вдвойне. Когда мы дошли до места стоянки, моя голова уже перестала болеть, теперь она ощущалась как воздушный шарик, который так и норовил лопнуть от малейшего движения, а у одного из моих друзей началась горняшка*, ему дали несколько таблеток, но помогли они не сильно.

Горняшка — болезненное состояние, связанное с кислородным голоданием вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, которое возникает высоко в горах, начиная примерно с 2000 метров и выше над уровнем океанов.

elb23erfgrgienroi8В некоторые моменты возникало чувство, что он не понимает, что происходит и где он вообще находится: то он искал на своей ладони таблетки, которые ему еще не дали, то просто чувствовал дикую слабость, то нес какую-то чушь. Хорошо, что это все происходило уже после перехода. Разбив лагерь возле ручейка, образованного тающим ледником, мы вскипятили воду и заварили чай. После третьей кружки мое самочувствие не пришло в норму, но стало терпимым, и я решил пройтись сфотографировать окрестности. На этой высоте практически полностью отсутствовала растительность, исключения составляли только маленькие цветы, растущие прямо на камнях. Места, в общем-то, однообразные, но тем не менее красивые: с трех сторон нас окружали «холмы» из каменной крошки и булыжников, а с четвертой стороны открывался завораживающий вид на зеленую долину реки, с двух сторон зажатую горами.

На следующее утро все члены группы чувствовали себя нормально. Мы отправились дальше. нашей новой целью было плато «Аэродром», получившее свое название за то, что немцы во времена Второй мировой войны якобы сажали там свои самолеты, чему способствовали большая площадь этого плато и его плоская поверхность, абсолютно нетипичная для здешних мест. Третий день оказался одним из самых интересных в этом походе, а учитывая, что в этот день высоту только сбрасывали, то и идти было легко. Спуски по сыпухам для некоторых членов группы прошли с падениями и катаниями на пятой точке, были переправы через стремительные реки по ледяным аркам и вброд. Лично я промочил ноги в каждой реке, через которую мы переправлялись, а некоторые умудрились полностью окунуться в ледяную воду. К счастью, все эти происшествия обошлись без последствий, не считая мелких ссадин и царапин. Одним словом, день оказался запоминающимся и весьма интересным. До места мы добрались ближе к вечеру, поставили лагерь, полюбовались окрестностями, удивились плоскости и размерам плато, поужинали и легли спать.

Следующим утром мы были поражены - там, где еще вчера вечером несла свои воды бурная горная река, от одной лужи к другой тек малюсенький ручеек, исчезающий где-то среди мелких камушков. Как выяснилось позже, река пропала, потому что образовывается в результате таяния ледника на Эльбрусе, а за ночь он успел замерзнуть. День нам предстоял легкий, поэтому со сборами никто не спешил. Часть снаряжения мы спрятали на плато. В ближайшие пару дней оно нам не понадобится, а на обратном пути мы его просто заберем. Итак, облегчив рюкзаки, мы начали подъем к базовому лагерю «Хижине Олейникова» на высоту 3789 метров по северному склону Эльбруса. Восхождение заняло немного времени. Единственной трудностью был подъем с плато, он был крутым и достаточно длинным, но зато виды, открывавшиеся со склона, по которому мы поднимались, просто поражали — плато, широкие горные долины и места встречи ледника и голой земли были видны как на ладони. «Хижина Олейникова» представляла собой несколько металлических сооружений, по форме напоминающих ангары разного размера и юрту. Впервые они появились здесь еще в 1938 году, но были разрушены и не подлежали восстановлению. В 1991 году на их месте возвели первую хижину, вокруг которой к нашему времени появились новые постройки.

День пятый. По плану сегодня нам предстоял акклиматизационный выход на скалы Ленца (4700 метров) и снежно-ледовые занятия. Идти было тяжело, снова начала болеть голова, пару раз попадались ледяные трещины, образованные в результате разрывов ледника. Они представляли собой черные провалы с ледяными стенами. По словам инструктора, их глубина может составлять до семидесяти метров, но несмотря ни на что, мы смогли подняться даже выше, чем рассчитывали, провели занятия и спустились в лагерь. В этот день одному из наших инструкторов исполнилось двадцать восемь лет. Рядом был лагерь американцев, в этот день они как раз совершили восхождение на Эльбрус. В их команде был легендарный Арон Ралстон — главный герой истории, которая легла в основу сюжета фильма «127 часов»*. Американцы - люди общительные и веселые. Арон без стеснения демонстрировал свой протез, даже за руку меня им ухватил, было больно. Рассказал, что у него есть несколько насадок для разных видов спорта, в том числе и ледоруб, с которым он поднимался на Эльбрус. Американцы совершали восхождения на высочайшие вершины всех континентов (Эверест в список не попал), и Эльбрус был последним в списке. Пообщавшись и оставив им сувениры на память о встрече, мы вернулись в свой лагерь.

«127 часов» — художественный фильм режиссера Дэнни Бойла, основанный на книге Арона Ралстона «Между молотом и наковальней». Картина вышла на киноэкраны США 5 ноября 2010 года. В фильме рассказана подлинная история альпиниста и покорителя каньонов Арона Ралстона, который в 2003 году провел в горной расщелине почти шесть дней после того, как его рука оказалась зажата камнем весом более трехсот килограммов. Перед тем, как отправиться в путешествие, он не сказал никому о том, куда именно он собирается. Когда небольшое количество воды и еды, которое у него было с собой, закончилось, он ампутировал себе руку, благодаря чему смог выбраться из каньона и найти туристов из Нидерландов, которые вызвали вертолет спасательной службы.

Весь следующий день мы отдыхали и набирались сил перед восхождением, а ночью никто не спал - волнение не позволяло. Инструкторы начали будить нас в час ночи. Собрав рюкзаки, одели кошки* и тронулись в путь.

Альпинистские кошки — металлические приспособления для передвижения по льду и фирну, крепятся на ботинках различными способами.

Подниматься было значительно легче, чем в прошлый раз, но темнота и ледяные трещины где-то под ногами держали в постоянном напряжении. Постоянно хотелось пить. На склоне мы встретили рассвет - невероятное, захватывающее дух зрелище. Мы видели, как ночь буквально встречается с утром, в некоторых местах внизу было все еще темно, а совсем рядом уже светало. Дойдя до подножья купола, сделали еще один привал. Инструктор сказал, что купол - это последний рывок, до вершины нам осталось набрать всего двести метров высоты, но каких… Так тяжело мне еще не было. Максимальный шаг, на который я был способен, составлял полступни и через тридцать таких шагов (да, я их считал, это помогало отвлечься!) начинало вылетать сердце и легкие разрывались, будто бы пробежал несколько километров. Жажда стала невыносимой, но чай, который несли с собой, приходилось экономить, сильно болела голова. Эти последние двести метров мы преодолели часа за полтора или два, точно уже не помню. И вот она - долгожданная вершина! Эйфория от восхождения заставила забыть о головной боли и усталости, буквально валящей с ног. Кто-то из участников нашей группы сидел обессиленный, кто-то отрешенно бродил по вершине, кто-то пытался звонить и фотографировать. Кстати, первой на вершину поднялась девушка, и чувствовала она себя намного лучше остальных. Инструкторы сказали, что женщины намного легче переносят высотную болезнь, чем мужчины. Я присел на пару минут, чтобы дать себе отдышаться после подъема, а придя в себя, взял фотоаппарат и пошел снимать, звонить родным и просто наслаждаться завораживающими видами, пытаясь осознать, что цель достигнута. Но до сих пор меня не покидает ощущение, что эта встреча с Эльбрусом была не последней…